ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование и внедрение различных технологий в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Использование новых технологий в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью такой деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
В нашем детском саду практикуются следующие технологии:
• Су-джок терапия
Метод Су – Джок – это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. Су – Джок – терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажёров Су – Джок – терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, можно отметить, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажёрами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и коррекцию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.
Данный вид работы применяется как элемент занятия (фронтально, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая игра или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж, пальчиковые дорожки.
• Система М.Монтессори
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка (Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог). Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
В нашем детском саду данная методика используется в разновозрастной группе от 3 до 7 лет.
• Песочная терапия
Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее занятия, связанные с песком. Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
В ходе выполнения задания у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, построение взаимодействий с предметами, причинно-следственные связи.
В нашем детском саду работа с песком (с использованием песочных планшетов) проводится в непосредственно-образовательной деятельности, а также в свободной деятельности детей.
• Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Достоинство развивающих игр Воскобовича - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
• Лэпбук
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук - это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая содержимое книжки.
Для внедрения этой инновации в нашем детском саду изготовлены лепбуки: «Приморский край», «Русские народные сказки», «Моё село», «ПДД», «Новогодняя игрушка», «Времена года», «Народные праздники», «Мой детский сад», «Великая отечественная война 1941-1945».
• Мнемотехника
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
• Ортопазлы
Ортопазлы - это ортопедические (массажные) коврики, представляющие собой модули, имитирующие различные природные поверхности, которые соединяются между собой по принципу «пазл» с помощью универсального замка-крепления. Разнообразные фактуры и уровни жесткости массажных элементов соответствуют выемке здоровой стопы, а разные перепады между элементами коврика усиливают давление на нервные окончания стопы и обеспечивают точечный массаж подошвенной поверхности. Ортопазл – замечательная вещь, которая способна воздействовать на чувствительные точки стопы, препятствовать возникновению плоскостопия, активировать защитные качества организма.