Главная » Статьи » Статьи для родителей

"Развитие мелкой моторики у дошкольниклв - условие успешной их подготовки к письму"

Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Причины этого : во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют огромное значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
На современном этапе пристальное внимание в обучении и воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И. М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Левшей называют амбидекстрами, то есть имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария.
Учитывая все это, необходимо у всех детей стараться развивать обе руки — это только полезно. Если ребенок леворукий, то, не следует ставить задачу переделать его в правшу (надо помнить, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи, надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх.
В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольных учреждениях, но и дома.
В возрасте 5-7 лет нормально развивающийся ребенок легко и с удовольствием учится читать. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят из глины; поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
1. массаж кистей рук;
2. пальчиковая гимнастика и игры;
3. лепка из глины;
4. выполнение движений с мелкими предметами (вырезание, завязывание, нанизывание) ;
5. выполнение «закручивающих» движений) закручивание гаек, волчков) .
6. специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Даже если дошкольник много рисует, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно.
Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя .
В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) . Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки.
Очень хорошо поиграть с детьми в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы, а в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек, мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.
С младшего возраста учим детей работать с ножницами, резать бумагу прямо, срезать уголки, а в старшем возрасте вырезать уже силуэты различных предметов, обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую», «Загадай, я отгадаю».
Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. С младшего возраста играем в игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполняем поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги.
Формирования интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведения элемента буквы по точкам, затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
Уровень развития мелкой моторики рук — один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, если его пальчики хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у вашего ребенка будет красивый почерк, и вообще это поможет вам избежать многих проблем в обучении в школе. Также это будет способствовать и развитию творческих способностей детей. И кто знает, может это даст вашему ребенку шанс стать неординарной личностью.

Категория: Статьи для родителей | Добавил: Муратова (07.12.2018)
Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar